Планшет №1

Дизайн-концепция «Райский сад» достопримечательного места «Монастырская заимка. Плодушка»

Автор: М.В. Михайлова

Руководитель: А.Г. Буров

Учебное заведение: Южно-Уральский Государственный Университет, Архитекрурно-Строительный институт

Комментарий: Территория достопримечательного места «Плодушка» (бывшая монастырская заимка женского Одигитриевского монастыря) является объектом культурного наследия регионального значения. Для Челябинска, как для города, утратившего большую часть своих исторических объектов, важно сохранить и реконструировать территорию этого места, разбив садово-парковый комплекс, частью которого станет «Райский сад».
В этом месте посетители смогут не только отдохнуть, но и познакомится с библейской историей. Также важно то, что этот садово-парковый комплекс является современным и поэтому интересным для людей живущих в настоящее время.
Планировочное решение Райского сада разработано в виде регулярного парка, характеризующегося чётким порядком и иерархией, но отличающегося от его традиционных форм отсутствием симметрии.
В структуре, огражденного по периметру сада, имеются два входа. Опираясь на историю сотворения мира, описанную в Ветхом завете, основной поток посетителей, направлен от входа по часовой стрелке до древа познания, а от него – против часовой стрелки. Определен символ Бога – Ихтис, используемый как ключевой при проектировании дорожно-тропиночной сети.
На главном виде представлена общая стилистическая концепция комплекса с пешеходными тропинками и павильонами. Павильоны характеризуются классической формой и ордерной системой, суть которой есть иерархия и порядок, что символично для православной традиции. Для павильонов предусмотрено информационное оборудование в виде раскрытой интерактивной книги, размещающейся в центре каждого павильона, «листая» которую посетители могут получить ту или иную информацию.
Сценарий пути движения в Райском саду начинается с зоны посвящённой теме «Отделение света от тьмы». Для этой зоны разработано отдельное планировочное решение, характеризующееся одной из альтернативных трактовок отделения света от тьмы, описанного в науке как теория большого взрыва. Соответственно на плане сада эта часть представлена как павильон от которого во все стороны направлена энергия, представленная ландшафтными композициями.
Далее располагается символическая зона «Отделение воды от воды твердью». Для которой предусмотрен индивидуальный павильон, разделяющий собой две водные поверхности.
Следующая зона – «Создание большого и малого светил», представленная двумя ландшафтными композициями различных размеров, символизирующих собою солнце и луну. Сорта растений на клумбах подобраны так, чтобы растения холодных цветовых оттенков ассоциировались с луной, а растения тёплых оттенков – с солнцем. В павильон этой зоны свет попадает через два отверстия в куполе, символизирующие также небесные светила.
Зона «Седьмой дней» представлена ровным ландшафтом, покрытым газоном и символизирующим отдых после пройденного пути и его осмысление.
Следующая зона – «Древо жизни» – представлена обилием цветущих растений, возможна установка фонтана, как источника живительной влаги, дающей жизнь.
Следующая зона – это «Древо познания добра и зла». Здесь характер посадок являет собой регулярную геометрическую структуру, символизирующую порядок и знание, источником которого является, расположенное в центре зоны Древо.
Затем следует зона символизирующая грехопадение человека. Это пространство окружено хвойными растениями и растениями с голыми ветками. Покрытие дорожки в этом месте имитирует потрескавшуюся от недостатка влаги землю.
В конце сада дорожка расширяется, выпрямляется и направляется прямо к храму.
Кроме основного пути разработаны зоны тихого отдыха, ограждённые рельефом, для создания ощущения уединения.
Продумана система дорожного покрытия. В различных зонах используются такие материалы как плитка, бетон различных оттенков, гравий, дерево.
Разработаны дополнительные объекты: фонари, скамейки, урны, ограждение, выполненные в светлых тонах, отражающих праздничное восприятие Райского сада.
Таким образом, разработана концепция с.п. компл. «Райский сад» отражающая Библейскую историю в символах ландшафтного дизайна, как уникальное место тихого созерцательного отдыха горожан, исключающего аттракционы и сопровождающий их шум.
Воплощение данного проекта будет способствовать:
Сохранению памятника истории и культуры
Повышению уровня удовлетворённости жизнью жителей близлежащих микрорайонов
Моральному воспитанию, через просветительскую функцию
Развитию туризма с появлением уникального места, совмещающего традиции светской и православной жизни.

Интернет-выставка-конкурс проводится Тюменским региональным отделением Союза Дизайнеров России при поддержке Комитета по культуре Администрации Тюменской области